Мария Васильевна Фролова - мастер вышивки гладью, работает в технике филигранная вышивка. Художественной вышивкой занимается с 1995 года, с 2001 года участвует в выставках.

Галерея работ

 

перейти в галерею »

С чего все начиналось

Вышивать меня в детстве научила бабушка, у меня никогда не было методических пособий по вышивке. Раньше в деревнях все вышивали, украшали свой быт кто как мог, вот и моя бабушка была очень трудолюбивой, без дела никогда не сидела, вышивала подзоры, рушники, украшения. Много ниток, в том числе дореволюционного производства, перешли мне от нее по наследству. Это были наборы нарезанных мерных ниток, заплетенных в косички -  очень удобно было не отрывать каждый раз эту ниточку, а просто вытянуть ее. Цвета у них стойкие, насыщенные, сейчас такие сложно найти. Мне было жалко расставаться с этими ниточками, и я решила попробовать вспомнить все, чему училась в детстве.

Смешение стилей

Моя авторская техника основана на трех принципах. Во-первых, это эклектика - смешение стилей, разных видов швов для каждого конкретного случая.  За основу берется народная техника - мстёрская вышивка, на которую накладываются элементы других.  И традиции, и новые вкрапления органично между собой связаны, в работах используются роспись по шелку и различные виды стежков и швов: гладь с настилом, монастырская гладь, владимирский верхошов, французский узелок, всевозможные стебельчатые швы, строчной шов, петельный шов, рококо, мережка, ришелье и другие. Отдельно для каждого изделия подбирается рамочка, фурнитура - стараюсь, чтоб они органично сочетались друг с другом.

Миниатюра

Еще одна особенность -  небольшие размеры работ, мне вообще ближе миниатюра. В миниатюрной вышивке результат, конечно, тоже сложно увидеть сразу, однако относительно быстро по сравнению с большими картинами. Часто спрашивают, сколько времени затрачивается на изготовление той или иной вещи. На этот вопрос ответить сложно, так как это зависит от многих факторов: от размера, композиции, сюжета, освещения, настроения – обычно не дольше недели. Довольно часто я параллельно вышиваю сразу несколько вещей. Для выполнения особенно тонких деталей приходится расщеплять нить на несколько частей. В среднем посвящаю вышивке от четырех до восьми часов в день.

Отсутствие эскиза

Третий принцип моей вышивки -  отсутствие предварительного эскиза.  Идёт словно рисунок стежками, нет никаких набросков и в результате не бывает двух полностью одинаковых изделий. Даже если хочется повторить что-то, что кажется удачным, вышивка не будет абсолютно идентична предыдущей. Остается в иголке нитка, и я начинаю этой ниткой что-нибудь вышивать, не представляя конкретного результата – такой полет творческой фантазии.  И только в процессе работы становится понятно, какое же это будет изделие, какие для этого средства понадобятся - как чувствуешь, так и вышиваешь.

Разное

Тематика моих работ - в основном растительные мотивы, различные цветочные орнаменты. Очень интересно выполнять в этой технике сюжеты с птицами, бабочками и животными. Вышиваю разные пейзажи, очень нравится вышивать церкви, например, Покрова на Нерли – обычно размер работы не превышает 30 квадратных сантиметров.

Провожу мастерклассы по вышивке, но это занятие для особо усидчивых – можно несколько часов просидеть, и только общий контур начнет вырисовываться. Очень редко хватает терпения, особенно у детей, на то, чтобы довести работу до конца. В некоторых видах декоративно-прикладного творчества, таких, как гончарное дело или плетение из бересты, результат виден довольно быстро, но вышивка к ним не относится. Поэтому тому, кто хотел бы получить мастеркласс по филигранной вышивке, нужно запастись терпением.

Я заметила одну интересную особенность: в плохом настроении вышивать не стоит. Хочется, чтобы человек, взяв в руки вышивку, почувствовал позитивный заряд, который мастер вкладывает в нее вместе с частичкой своей души.